Конституция Германской империи :11 августа 1919г.)

Германский народ, единый... и одушевленный намерением обновить и упрочить свою империю в свободе и справедливости, служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу, - дал себе эту конституцию.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ УСТРОЙСТВО И ЗАДАЧИ ИМПЕРИИ
Отдел первый Империя и области

Статья 1. Германская империя – республика. Государственная власть исходит от народа.

Статья 2. Территория державы состоит из территорий германских областей. Другие территории могут быть прини­маемы имперским законом в ее состав, если того пожелает их население в силу права на самоопределение.

Статья 4. Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей им­перского германского права.

Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, 10 делам областей (земель) — органами облас­тей (земель) на основании конституции областей (земель).

Статья 6. Исключительно законодательству империи подлежат: 1) внешние сношения; 2) колониальное дело; 3) гражданство, свобода передвижения, иммиграция и эми­грация и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) таможенное дело, а также единство та­моженной и торговой территории и свобода товарного обра­щения; 7) почтовое и телеграфное дело, включая телефонное дело.

Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) граж­данское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговора и взаимную ведомственную помощь властей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотворительность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и собрания; 7) политика народонаселения, попечение о материнстве, младенчестве, детстве 'и юности; 8) здравоохранение, ветеринарное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охра­на рабочих и служащих, а также приискание труда; 10) уч­реждение профессиональных представительств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиро­тах; 12) право отчуждения; .13) обобществление естествен­ных богатств и хозяйственных предприятий, а также добыча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хозяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковое дело, а также бир­жевое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а также предметов повседневного обихода; 16) промыш­ленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплава­ние; рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внутреннее судоходство, передвиже­ние при помощи силовых двигателей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, поскольку это касается общих пу­тей сообщения и обороны страны; 20) театральное и кине­матографическое дело.

Статья 8. Империя располагает, далее, законодатель­ной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Если им­перия отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие дохо­ды, которыми раньше распоряжались области, то ей надле­жит озаботиться о сохранении жизнеспособности областей.

Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании однородных предписаний, империя пользуется законодатель­ной властью по вопросам: ...2) охраны публичного порядка и безопасности.

Статья 10. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно: 1) прав и обязанностей религиозных обществ; '2) школьного дела, включая высшие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновников всех союзов публичного характера; 4) земельного права, распределения земельной площади, об­разования населенных- пунктов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жилищного дела и распределе­ния населения; 5) погребального дела.

Статья 11. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно допустимо­сти и способа взимания в областях налогов, поскольку это необходимо для охраны важных общественных интересов или устранения: 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двойного обложения; 3) чрезмерных или затруд­няющих оборот сборов за пользование общественными путя­ми сообщения и сооружениями; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, но сравнению с продуктами внутреннего производства, в торговом обороте между областями и частя­ми областей, или 5) вызозных премий.

Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодательными правами, области сохраняют законодательную власть. Это не распространяет­ся на круг исключительной законодательной компетенции им­перии. Против областных законов, касающихся предметов, пере­численных в пункте 13 статьи 7, имперскому правительству, поскольку тем самым затрагиваются интересы империи в це­лом, принадлежит право протеста.

Статья 13. Имперское право имеет перевес над област­ным правом...

Статья 14. Имперские, законы приводятся в исполнение областными властями, поскольку в этих законах не поста­новлено иначе.

Статья 17. Каждая область должна иметь республикан­скую конституцию. Народное представительство должно изби­раться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного из­бирательного права... гражданами Германской империи, мужчинами и женщинами, на началах пропорционального представительства. Областное правительство должно пользо­ваться доверием народного представительства. Основные положения для выборов в народное представительство действительны и для общинных выборов. Но област­ной закон может поставить право участия в выборах в зави­симость от проживания в общине сроком не более одного года. Отдел второй Рейхстаг

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.

Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.

Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорциональ­ного представительства, мужчинами и женщинами, достиг­шими 20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха. Подробности устанавливает имперский избирательный за­кон.

Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока. Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.

Статья 24. Рейхстаг собирается ежегодно в первую среду ноября в месте пребывания имперского правительства. Председатель рейхстага обязан созвать его раньше, если того потребует президент империи или по крайней мере 1/3 членов рейхстага. Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.

Статья 25. Президент империи может распускать рейх­стаг, но не более одного раза по данному поводу. Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.

Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предло­жению 50 членов и большинством в 2/3 голосов заседание может быть объявлено закрытым.

Статья 30. Соответствующие истине добросовестные от­четы о прениях на публичных заседаниях рейхстага, ландта­га2 или комиссий свободны от всякой ответственности.

Статья 32. Для постановления рейхстага требуется про­стое большинство голосов, поскольку конституция не предпи­сывает другого соотношения их...

Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать присутствия рейхсканцлера и каждого из имперских минист­ров. Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания рейхстага и его комиссий. Обла­сти имеют право посылать на эти заседания уполномоченных, которые излагают точку зрения своего правительства по об­суждаемому предмету. По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений, а представители имперского правительства — даже вне порядка дня...

Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов обязан, назначать следственные комиссии. Эти комиссии собирают в публичных заседаниях доказательства, которые они или инициаторы предложения считают нужны­ми. Заседания следственной комиссии могут быть объявлены закрытыми большинством 2/3 ее членов. Наказ определяет порядок производства дел в комиссии и устанавливает чис­ло ее членов...

Статья 35. Рейхстаг назначает постоянную комиссию по иностранным делам, которая может действовать и во время перерыва сессии рейхстага, а также по окончании его легис­латуры или после его роспуска до собрания нового рейхстага. Заседания этой комиссии непубличны, если сама комиссия большинством 2/3 голосов не постановит заседать при открытых дверях. Рейхстаг назначает далее постоянную комиссию для охраны прав народного представительства по отноше­нию к имперскому правительству на время перерыва сессии и по окончании срока легислатуры. Эти комиссии имеют права следственных комиссий.

Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо быть подвергнут преследо­ванию в судебном или должностном порядке или вообще быть привлечен к ответственности, иначе как в самом законода­тельном собрании, за свое голосование или за мнение, выра­женное при осуществлении его депутатской деятельности.

Статья 39. Чиновники и лица, принадлежащие к соста­ву вооруженных сил, не нуждаются в отпуске для отправ­ления должности члена рейхстага или ландтага. Если они добиваются получения депутатских полномочий в этих органах, то для подготовки их выборов им дол­жен быть предоставлен необходимый отпуск.

Статья 40. Члены рейхстага пользуются правом на бесплатный проезд по всем германским железным дорогам и на вознаграждение в размере, определяемом имперским за­коном. Отдел третий Президент' империи и имперское правительство

Статья 41. Президент империи избирается всем гер­манским народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет...

Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Пе­реизбрание допускается. До истечения срока президент импе­рии может быть смещен народным голосованием по предло­жению рейхстага. Для постановления рейхстага об этом требуется большинство — 2/3 — голосов. Постановлением этим президент империи отстраняется от дальнейшего исполнения должности. Отклонение народным голосованием предложе­ния о смещении считается переизбранием и влечет за собою роспуск рейхстага. Президент империи не может быть подвергнут уголовно­му преследованию без согласия рейхстага.

Статья 45. Президент империи представляет империю в международноправовых отношениях. Он заключает от име­ни империи союзы и иные договоры с иностранными госу­дарствами. Он аккредитует и принимает посланников. Объявление войны и заключение мира совершаются по­средством имперского закона. Союзы и договоры с иностранными государствами, отно­сящиеся к предметам имперского законодательства, нужда­ются в согласии рейхстага.

Статья 46. Президент империи назначает и увольняет 1мперских чиновников и офицеров, поскольку в законе не постановлено иначе. Он может предоставить осуществление |1рава назначения и увольнения другим властям. •

Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное командование всеми вооруженными силами империи.

Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или импер­скими законами, то президент империи может понудить ее к этому с помощью вооруженной силы. Если в пределах Германской империи серьезно наруше­ны общественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения, то президент импе­рии может принимать меры, необходимые для восстановле­ния общественной безопасности и порядка, в случае надобно­сти с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гаран­тии основных прав, данные ст. ст. 114, 115, 117, 118 123, 124 и 153. О всех мерах, принятых на основании разделов 1 и 2 этой статьи, президент империи должен немедленно дово­дить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене по требованию рейхстага. В случае опасности промедления правительство одной из областей может принять на своей территории временные ме­ры, соответствующие указанным в разделе 2. Эти меры под­лежат отмене по требованию президента империи или рейх­стага...

Статья 50. Все приказания и распоряжения президента империи, в том числе в отношении вооруженных сил, дейст­вительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соответствующим имперским министром. Скрепа означает приня­тие ответственности.

Статья 52. Имперское правительство состоит из рейх­сканцлера и имперских министров.

Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению им­перские министры назначаются и увольняются президентом империи.

Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нужда­ются для отправления своих должностей в доверии рейх­стага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейх­стаг определенным постановлением лишает его доверия.

Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в импер­ском правительстве и руководит его делами по наказу, при­нятому правительством и одобренному президентом империи.

Статья 56. Рейхсканцлер устанавливает руководящие .линии политики и несет за это ответственность перед рейх­стагом. В пределах этих положений каждый имперский ми­нистр самостоятельно ведает вверенной ему отраслью под своей ответственностью перед рейхстагом.

Статья 58. Имперское правительство принимает свои решения большинством голосов. При равенстве голосов ре­шает голос председательствующего.

Статья 59. Рейхстаг имеет право возбуждать перед го­сударственным судом Германской империи обвинения про­тив президента империи, рейхсканцлера и имперских мини­стров в том, что они преступно нарушили конституцию или имперский закон. Предложение о возбуждении обвинения должно быть подписано не менее чем 100 членами рейхстага и нуждается в согласии большинства, потребного для изме­нений конституции. Подробности определяются имперским законом о государственном суде. Отдел четвертый Рейхсрат

Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейх­срат.

Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по край­ней мере один голос. Более крупные области получают по од­ному голосу на 700 тыс. жителей. Излишек, равный по край­ней мере 350000 жителей, считается за 700000. Ни одна об­ласть не может быть представлена более чем 2/5 всех голо­сов. (Немецкая Австрия по присоединении своем к Германской империи получает право участия в рейхсрате с числом голо­сов, соответствующим численности ее населения. До тех пор представители Немецкой Австрии пользуются совещатель­ным голосом)3. Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий „раз после производства всеобщей переписи.

Статья 63. Области будут представлены в рейхсрате членами своих правительств. Однако половина прусских го­лосов предоставляется представителям провинциальных уп­равлений Пруссии, согласно ее закону. Области имеют право посылать в рейхсрат столько пред­ставителей, сколько имеют голосов.

Статья 65. В рейхсрате и его комиссиях председательст­вует член имперского правительства. Члены имперского пра­вительства имеют право — а в случае требования обязаны — участвовать в заседаниях рейхсрата и его комиссий. Во время прений их должно выслушивать всякий раз, как они по­требуют этого.

Статья 66. Имперское правительство, равно как и каж­дый член рейхсрата, управомочено вносить предложения в рейхсрат... При голосовании решает простое большинство голосую­щих.

Статья 67. Рейхсрат должен постоянно держаться им­перскими министерствами в курсе имперских дел. К обсужде­нию важных вопросов имперские министерства должны привлекать соответствующие комиссии рейхсрата. Отдел пятый Имперское законодательство

Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским пра­вительством, либо по инициативе членов рейхстага. Имперские законы издаются рейхстагом.

Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата. Если между импер­ским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законо­проект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата. Если рейхсрат принимает законопроект, который не одоб­рен имперским правительством, то последнее обязано внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.

Статья 70. Президент империи обязан облекать в долж­ную форму законы, принятые сообразно конституции, и обна­родовать их я «Reichsgesetzblatt»4 в месячный срок.

Статья 73. Закон, принятый рейхстагом, должен быть до опубликования поставлен на народное голосование, если о том постановит президент империи в течение месяца. Закон, опубликование которого было отсрочено по пред­ложению по крайней мере 1/3 членов рейхстага, должен быть поставлен на народное голосование, если этого потре­бует 1/12 имеющих право голоса граждан. Народное голосование, далее, должно иметь место, если 1/10 имеющих право голоса граждан берет почин внесения какого-нибудь законопроекта. В основу народной инициати­вы должен быть положен разработанный законопроект. Пра­вительство должно представить и-о рейхстагу с изложением своего мнения. Народное голосование не производится, если требуемый законопроект принят рейхстагом без изменения. По поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служа­щих народное голосование может быть произведено только по почину президента империи. Порядок производства народного голосования и народной инициативы устанавливается имперским законом.

Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования зако­нов, принятых рейхстагом. Протест должен быть заявлен имперскому правительству в течение 2 недель после заключительного голосования в рейхстаге и снабжен мотивировкой не позднее как в тече­ние 2 следующих недель. В случае опротестования закон представляется в рейх­стаг для вторичного вынесения постановления. Если при этом рейхстаг и рейхсрат не придут к соглашению, то президент им­перии может в течение 3 месяцев распорядиться произвести народное голосование по предмету расхождения во мнениях. Если президент не воспользуется этим правом, то закон счи­тается неполучившим законной силы. Если рейхстаг боль­шинством 2/3 голосов примет постановление вопреки протесту рейхсрата, то президент обязан в трехмесячный срок или опубликовать закон в одобренной рейхстагом редакции, или распорядиться о производстве народного голосования.

Статья 75. Постановление рейхстага может быть лише­но силы народным голосованием только в том случае, если в голосовании примет участие большинство имеющих право голоса граждан.

Статья 76. Конституция может быть изменена в законо­дательном порядке. Однако постановления рейхстага об из­менении конституции имеют силу только в том случае, если на заседании присутствуют 2/3 законного числа членов и по крайней мере 2/3 присутствующих депутатов согласны на из­менение. Для постановлений рейхсрата об изменении консти­туции равным образом необходимо большинство в 2/3 подан­ных голосов. Если по народной инициативе производится народное голосование об изменении конституции, то необхо­димо согласие большинства имеющих право голоса граждан. Если рейхстаг, вопреки протесту рейхсрата, постановил внести изменения в конституцию, то президент империи не имеет права обнародования этого закона, если рейхсрат в те­чение двух недель потребует народного голосования.

Статья 77. Общие административные предписания, не­обходимые для применения имперских законов, издает, по­скольку законы не постановляют иначе, имперское прави­тельство. Они нуждаются для этого в согласии рейхсрата, '-если применение имперских законов относится к компетенции органов областных властей. Отдел шестой Имперское управление

Статья 78. Сношения с иностранными государствами входят в круг исключительного ведения империи...

Статья 79. Империя ведает делом своей обороны. Во­енная организация германского народа регулируется едино­образно имперским законом с принятием во внимание осо­бенностей населения областей.

Статья 80. Колониальное дело входит в круг исключи­тельного ведения империи.

Статья 81. Все германские торговые суда составляют единый торговый флот.

Статья 82. Германия образует единую таможенную и торговую территорию, окруженную общей таможенной грани­цей...

Статья 83. Пошлины и налоги на потребление находят­ся в управлении имперских властей. В имперском налоговом управлении должны быть преду­смотрены учреждения для обеспечения областям охраны их особых интересов в области сельского хозяйства, торговли, ремесла и промышленности.

Статья 84. Империя устанавливает посредством закона предписания относительно: 1. устройства налогового управления областей, поскольку это нужно для единообразного и равномерного проведения в жизнь имперских налоговых законов; 2. устройства и определения компетенции органов, кото­рым поручается' надзор за исполнением этих налоговых за­конов; 3. расчетов с областями; 4. возмещения расходов по управлению, возникающих при применении имперских налоговых законов.

Статья 85. Все доходы и расходы империи должны ис­числяться на каждый бюджетный год и вноситься в государ­ственную роспись....

Статья 86. Об использовании всех общеимперских до­ходов имперский министр финансов представляет в следую­щем бюджетном году отчет рейхсрату и рейхстагу для сня­тия ответственности с правительства. 'Проверка отчета опре­деляется имперским законом.

Статья 87. Путем кредита допускается получение де­нежных средств только при чрезвычайной надобности... Та­кое получение средств, равно как предоставление гарантий за счет империи, допускается лишь на основании имперских за­конов.

Статья 88. Почтовое, телеграфное и телефонное дело входит в круг исключительного ведения империи. Знаки поч­товой оплаты для всей империи едины...

Статья 89. Задача империи — сделать своею собственностью железные дороги, служащие для целей общего обо­рота, и управлять ими как единым транспортным учрежде­нием. Права областей приобретать частные железные дороги должны передаваться империи по ее требованию.

Статья 97. Задача империи — сделать своею собствен­ностью и взять в свое управление водные пути общего зна­чения. После перехода этих путей к империи новые водные пути общего значения могут сооружаться или расширяться только империей или с ее согласия...

Статья 101. Задача империи — сделать своею собствен­ностью и перевести в свое управление все морские знаки, в особенности маяки, башенные или пловучие, буи, бочки и ба­кены. После этого перевода морские знаки могут перестав­ляться или вновь устанавливаться только властью империи или с ее согласия. Отдел седьмой Юстиция

Статья 102. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 103. Правосудие в общем порядке отправляется имперским судом и областными судами.

Статья 104. Судьи общих судов назначаются на долж­ность пожизненно. Лишь в силу судебного решения и лишь по основаниям и в формах, определенных законом, они могут Против своей воли временно или навсегда отстраняться от своей должности, переводиться на другое место или увольняться в отставку. Законодательство может установить пре­дельный возраст, по достижении которого судьи выходят • отставку. Этим не затрагивается происходящее в силу зако­на временное устранение от должности. При изменениях в устройстве судов или их округов уп­равление юстиции данной области может без согласия су­дей переводить их в другой суд или отстранять от должности, однако только при условии сохранения за ними полного со­держания. Эти постановления не распространяются на коммерческих судей, шеффенов и присяжных.

Статья 105. Исключительные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи. Этим не затрагивается законодательство о военных судах и судах при осадном положении. Военные суды чести отменяются.

Статья 107. В империи и областях должны быть уста­новлены в законодательном порядке административные суды для защиты отдельных лиц от распоряжений и требований административных учреждений.

Статья .108. Законом учреждается верховный государст­венный суд Германской империи. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕМЦЕВ Отдел первый Отдельная личность татья 109. Все немцы равны перед законом. Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одинаковые обязанности. Публично-правовые привилегии и ограничения, обуслов­ленные рождением или сословием, подлежат отмене. Дво­рянские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь не могут даваться. Титулы могут даваться лишь в качестве обозначения должности или профессии. Это постановление не затрагивает ученых степеней...

Статья 110. Гражданство в империи и в областях при­обретается и утрачивается согласно постановлениям импер­ского закона. Всякий гражданин области есть тем самым им­перский гражданин. Каждый немец в каждой области империи имеет те же права и обязанности, что и граждане этой области.

Статья 111. Все немцы пользуются свободой передви­жения по всей империи. Каждый имеет право проживать и приобретать оседлость в любом месте империи, приобретать недвижимость и заниматься любой профессией. Ограничения допускаются только на основании имперского закона.

Статья 112. Каждый немец имеет право эмигрировать за границу. Эмиграция может быть ограничена только им­перским законом. Все граждане, как находящиеся в пределах имперской территории, так и вне ее, имеют право на защиту со стороны империи по отношению к иностранным государствам. Ни один немец не может быть выдан иностранному пра­вительству для суда или наказания.

Статья 113. Иноязычные части населения империи не должны быть стесняемы законодательными и административ­ными мерами в их свободном национальном развитии, в осо­бенности в употреблении их родного языка, в преподавании, внутреннем управлении и суде.

Статья 114. Свобода личности неприкосновенна. Огра­ничение или лишение личной свободы публичной властью допускается только на основании законов. Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на следующий день, поставлены в известность, какими властями и на каком основании отдано распоряжение о лишении сво­боды; немедленно им должна быть дана возможность пред­ставить возражения против лишения их свободы.

Статья 115. Жилище каждого немца есть его свободное убежище. Оно неприкосновенно. Исключения допускаются только на основании законов.

Статья 116. За то или иное деяние может быть наложе­но наказание лишь в том случае, если его наказуемость ус­тановлена законом до совершения деяния.

Статья 117. Тайна переписки, равно как тайна почто­вых, телеграфных и телефонных сношений, неприкосновен­на. Исключения могут быть допущены только на основания имперских законов.

Статья 118. Каждый немец имеет право в пределах об­щих законов свободно выражать свои мнения устно, пись­менно, в печати, посредством изображения или иначе. В этом праве его не должны стеснять никакие отношения по ра­боте или службе, и никто не имеет права причинять ему ущерб за то, что он пользуется этим правом. Цензура не допускается; однако для кинематографа закон может установить исключения. Допускаются также законо­дательные мероприятия в борьбе с порнографией и для ох­раны молодежи на публичных выставках и представлениях. Отдел второй Общественная жизнь

Статья 119. Брак, как основа семейной жизни и сохра­нения и размножения нации, стоит под особым покровитель­ством конституции. Он основан на равноправии обоих по­лов...

Статья 121. Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке.

Статья 123. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не делая предварительного заявления и не спрашивая особого разрешения. Для собраний под открытым небом имперский закон мо­жет устанавливать обязательность предварительного заяв­ления и, в случае непосредственной опасности для общест­венного спокойствия — воспрещать их.

Статья 124. Все немцы имеют право образовывать сою­зы или общества в целях, не противных уголовным законам. Это право не может подвергаться ограничению мерами при­нудительного характера. Для религиозных союзов и обществ действуют те же постановления. Приобретение правоспособности предоставляется каждо­му союзу соответственно предписаниям гражданского права. Союзу не может быть отказано в правоспособности на том основании, что он преследует политическую, социально-поли­тическую или религиозную цель.

Статья 125. Гарантируются свобода и тайна выборов. Подробности устанавливаются избирательным законом.

Статья 126. Каждый немец имеет право обращаться письменно с просьбами или жалобами к соответственной вла­сти или к народному представительству. Это право может осуществляться как отдельными лицами, так и многими сов­местно.

Статья 127. Общины и общинные союзы пользуются правом самоуправления в пределах закона.

Статья 128. Все граждане без различия допускаются к занятию публичных должностей, согласно законам и соот­ветственно их способностям и заслугам. Устраняются все ограничительные постановления, относя­щиеся к чиновникам-женщинам. Основы служебных отношений должны определяться им­перским законом.

Статья 129. Чиновники назначаются пожизненно, по­скольку в законе не установлено иного. Пенсия выходящим в отставку и обеспечение семей умерших устанавливаются за­коном. Благоприобретенные права чиновников ненарушимы. Для имущественно-правовых притязаний чиновников открыт судебный путь. Только при наличии условий и в формах, установленных законом, чиновники могут предварительно устраняться от должностей, временно или окончательно увольняться в от­ставку или переводиться на другую должность с низшим ок­ладом. При всяком служебном взыскании должна даваться воз­можность обжалования и пересмотра дела. В послужной список чиновника обстоятельства, для него неблагоприятные, могут вноситься лишь после того, как ему была предостав­лена возможность высказаться по их поводу. Чиновникам предоставляется право обозревать свои послужные списки. Неприкосновенность благоприобретенных прав и возмож­ность обращения к суду с притязаниями имущественного ха­рактера специально обеспечиваются также наемным солда­там. В остальном их положение определяется имперским за­коном.

Статья 133. Все граждане обязаны, согласно законам, отбывать личные повинности в пользу государства и общины. Воинская повинность определяется постановлениями им­перского военного закона. Последний устанавливает также, в какой мере отдельные основные права должны ограничивать­ся для лиц, входящих в состав вооруженных сил, в целях ис­полнения ими своих задач и поддержания дисциплины.

Статья 134. Все граждане без различия принимают участие в государственных тяготах соразмерно своим средст­вам и согласно закону. Отдел четвертый Просвещение и школа

Статья 144. Все школьное дело находится под надзором государства; оно может привлекать к участию в этом общи­ны. Надзор за школами осуществляют должностные лица, специально занятые этим и получившие профессиональную подготовку.

Статья 145. Всеобщее школьное обучение обязательно. Для осуществления его служит, по общему правилу, народ­ная школа с не менее чем 8-летним курсом; за нею следует школа второй ступени, в которой обучение производится до достижения 18-летнего возраста. Преподавание и пользова­ние учебными пособиями в народных школах и школах вто­рой ступени бесплатны.

Статья 147. Частные школы, в качестве заменяющих публичные, нуждаются в разрешении государства и подчине­ны законам областей... школ, за исключением школ внеисповедных (светских). Оно ведется в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами. Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и об­рядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит ре­шение вопроса о религиозном воспитании ребенка... Отдел пятый Хозяйственная .жизнь

Статья 151. Строй хозяйственной жизни должен соот­ветствовать началам справедливости и цели обеспечения для всех достойного человека существования. В этих пределах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдельной лич­ности. Законное принуждение допустимо только для осуществле­ния прав, которым грозит опасность, или ради высших требо­ваний общего блага. Свобода торговли и промыслов обеспечивается согласно имперским законам.

Статья 152. В хозяйственном обороте действует свобода договоров, согласно законам. Ростовщичество воспрещается. Сделки, противоречащие добрым нравам, не действительны.

Статья 153. Собственность обеспечивается конституци­ей. Ее содержание и пределы вытекают из законов. Принудительное отчуждение может быть предпринято только для блага общественного целого и на законном осно­вании. Оно призводится за соответственное вознаграждение, поскольку имперский закон не постановит иначе. Относитель­но размера вознаграждения в спорных случаях должно до­пускаться обращение к общим судам, поскольку в имперских законах не постановлено иного. Империя может делать при­нудительное отчуждение у областей, общин и союзов только за вознаграждение. Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же время служением общему благу.

Статья 154. Обеспечивается право наследования в пре­делах, установленных гражданским правом. Участие госу­дарства в наследуемом имуществе определяется законами.

Статья 155. ...Недвижимое имущество, приобретение ко­торого необходимо для удовлетворения потребности в жили­щах, для содействия расселению, для первичной сельскохо­зяйственной обработки или для поднятия сельского хозяйства, может быть принудительно отчуждаемо. Фидеикомиссы под­лежат отмене... Все недра земли и все полезные в хозяйственном отноше­нии силы природы находятся под наблюдением государства. Частные регалии в законодательном порядке должны быть переданы государству.

Статья 156. Империя может в законодательном поряд­ке, не затрагивая вопроса о вознаграждении, переводить в общественную собственность пригодные для обобществления частные хозяйственные предприятия с применением, сообраз­но их смыслу, постановлений о принудительном отчуждении. Империя может или сама принимать участие в управлении хозяйственными предприятиями и обществами, или предостав­лять право такого участия областям или общинам, или же каким-либо другим способом обеспечивать для себя 'решаю­щее влияние. Империя, далее, может, в случае настоятельной надобно­сти, объединять в законодательном порядке для целей обще­ственного хозяйства хозяйственные предприятия и общества на основе самоуправления, с тем чтобы обеспечить сотрудничество всех производящих слоев населения, привлечь ра­ботодателей и рабочих к участию в управлении и регулиро­вать добывание, производство, распределение, использование, расценку, а также ввоз и вывоз хозяйственных благ сообраз­но общехозяйственным принципам. Промысловые и кооперативные товарищества, а также их объединения должны, по их требованию, включаться в общее хозяйственное дело, причем должны приниматься во внима­ние их устройство и своеобразные особенности.

Статья 157. Рабочая сила стоит под особым покрови­тельством империи. Империя вырабатывает единообразное рабочее право.

Статья 158. Умственный труд, права авторов, изобрета­телей и художников пользуются защитой и попечением им­перии. Создания германской науки, искусства и техники должны посредством международных соглашений пользоваться за границей признанием и охраной.

Статья 159. Свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и -хозяйства обеспечивается для всех лиц и профессий. Все оговорки и мероприятия, стремя­щиеся к ограничению... этой свободы, неправомерны.

Статья 161. Для сохранения здоровья и работоспособ­ности, для охраны материнства и для предупреждения эконо­мических последствий старости, недугов и различных жиз­ненных случайностей империя создает широко поставленное страхование, в котором страхуемым предоставляется решаю­щее участие.

Статья 163. ...Каждому немцу должка быть предостав­лена возможность добывать себе пропитание хозяйственным трудом. Поскольку ему не может быть указан соответствую­щий труд, он должен получать необходимую поддержку. Подробности определяются особыми имперскими законами5. (

Статья 164. Самостоятельный средний класс в сельском хозяйстве, промыслах и торговле должен пользоваться поощрением в законодательстве и в управлении и должен иметь защиту от переобременения тяготами...

Статья 165. Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в уста­новлении условий заработной платы и труда, а также в об­щем хозяйственном развитии производительных сил. Обо­юдные организации (предпринимателей и рабочих) и их со­глашения пользуются признанием. Рабочие и служащие получают для защиты своих соци­альных и хозяйственных интересов законное представитель­ство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета. Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содейст­вия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных за­ имперский экономический совет. Последние должны быть из заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйст­венному и социальному значению. Социально-политические и хозяйственно-политические за­кнопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение им­перского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правитель­ство их не одобряет, то оно все-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский эко­номический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов. Рабочим и экономическим советам в соответственных от­раслях могут быть предоставлены контрольные и админист­ративные полномочия. Построение и задачи рабочих и эконо­мических советов, равно как отношения их к другим социаль­ным самоуправляющимся единицам, относятся к исключи­тельному ведению империи.

© 2002
[ Dmitry Borchanenko ]
[ MC Gusto ]

Хостинг от uCoz